Разъяснения по порядку обжалования НПА

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ПОРЯДКУ ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ, РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА КУЙБЫШЕВА КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

             Статья 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает необходимость предоставления информации, регулирующей порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами и органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 — ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно статье 2 Устава города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области структуру органов местного самоуправления города Куйбышева составляют:
1) представительный орган муниципального образования — Совет депутатов города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области (далее — Совет депутатов);
2) глава муниципального образования — Глава города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области;
3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования — администрация города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области (далее — администрация);
4) контрольно-счетный орган муниципального образования — Ревизионная комиссия города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области (далее — Ревизионная комиссия).

            В систему муниципальных правовых актов органов местного само-управления в соответствии с Уставом города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области входят:
1. Устав города Куйбышева;
2. правовые акты, принятые на местном референдуме;
3. решения Совета депутатов;
4. постановления и распоряжения главы, местной администрации;
5. постановления и распоряжения председателя Совета депутатов;
6. распоряжения и приказы председателя Ревизионной комиссии.

          Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

         Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»: «Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом го-сударственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений».

               Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений регламентирован федеральным законодательством. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления закреплён Федеральным законом от 2 мая 2006 г № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих при предоставлении муниципальных услуг регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области 05.08.2013 № 876 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, её должностных лиц, структурных подразделений, муниципальных служащих при предоставлении муниципальных услуг».

I. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования нормативных
правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного
самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих
администрации города Куйбышева Куйбышевского района
Новосибирской области

                  В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц — органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

        Порядок рассмотрения жалоб граждан на решения, действия (бездей-ствие) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому граждане имеют право обращаться лично или по почте (электронной почте), а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц в органы местного самоуправления и их должностным лицам.

           Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 календарных дней с момента регистрации обращения, принятого на личном приеме или поступившего по почте, электронной почте. Некоммерческая организация также вправе обратиться с жалобой на личном приеме или по почте, электронной почте.

             Граждане в своей жалобе в обязательном порядке указывает адресата либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего должностного лица, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, также ставит личную подпись и дату.
Дополнительно в жалобе могут быть указаны:
— должность, фамилия, имя и отчество должностного лица (при наличии информации), решение, действия (бездействие) которого обжалуется;
— обстоятельства, на которых гражданин основывает нарушение своих прав и законных интересов;
— иные сведения, которые гражданин считает необходимым сообщить.

          В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе документы либо их копии. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом органа местного самоуправления принимается решение об удовлетворении требований гражданина либо об отказе в удовлетворении жалобы. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется гражданину не позднее дня, следующего за днем принятия ре-шения. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

II. Судебный порядок оспаривания нормативных
правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного
самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих
администрации города Куйбышева Куйбышевского района
Новосибирской области

           Оспаривание нормативных правовых актов, решений, дей-ствий(бездействия) органов местного самоуправления, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных и муниципальных служащих регулируется главами 21, 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).

          2.1. Порядок оспаривания нормативных правовых актов органов местного самоуправления регулируется главой 21 Кодекса администра-тивного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).

         В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Согласно части 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу местного самоуправления подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

         Административное исковое заявление должно соответствовать требова-ниям, предусмотренным статьей 125 КАС РФ (требования к форме и содержанию административного искового заявления) и содержать следующие данные:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование органа местного самоуправления, место их нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к органу местного самоуправления и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
8) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

Кроме того, статьей 209 КАС РФ установлено, что в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

1) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
2) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
3) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
4) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 209 КАС РФ;
5)требование о признании оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

          По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается. Административные дела об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов органа местного самоуправления рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления.

            В соответствии со статьей 216 КАС РФ в случае признания судом нормативного правового акта органа местного самоуправления не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

           Решение суда о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока, установленного КАС РФ для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления или его части недействующими вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.

           Указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения должно содержаться в решении суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

      2.2 Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих регулируется главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

           Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, дей-ствий(бездействия) органов местного самоуправления города Куйбышева, должностных лиц и муниципальных служащих, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных ин-тересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

         Гражданин, организация или иные лица вправе обратиться непосред-ственно в суд за оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления города Куйбышева, должностных лиц и муници-пальных служащих либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

           Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации или иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

       Согласно части 2 статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий(бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ;
2) орган, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившее оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия(бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от при-нятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия);
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 КАС РФ лицами — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи 220 и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездей-ствия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

            3. К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 КАС РФ настоящего Кодекса, а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.
Согласно статье 226 КАС РФ административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, рассматриваются судом в течение одного месяца.

          По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

       2.3. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

        В соответствии со статьей 199 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ, а также содержать:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению за-явителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездей-ствие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

         К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого муниципального ненормативного правового акта органов местного самоуправления города Куйбышева, должностных лиц. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов недействительны-ми, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов местного самоуправления города Куйбышева, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного само-управления города Куйбышева, должностного лица подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

           Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействи-тельным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих вопросы
обжалования нормативных правовых актов, решений и действий
(бездействия) органов местного самоуправления, должностного лица,
муниципального служащего

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
2. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ;
3. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ;
4. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предо-ставления государственных и муниципальных услуг»;
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»;
9. Устав города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области;
10. Постановление администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области 05.08.2013 № 876 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, её должностных лиц, структурных подразделений, муниципальных служащих при предоставлении муниципальных услуг».

Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области, её должностных лиц, структурных подразделений, муниципальных служащих при предоставлении муниципальных услуг